Burger
Вывод из запаса. Что хранится в музее тысячелетия Казани
опубликовано — 12.10.2017
logo

Вывод из запаса. Что хранится в музее тысячелетия Казани

Золотоордынский ночной горшок, алхимические приспособления, огниво с Зилантом и портрет Сююмбике

Музей тысячелетия Казани, расположенный в здании НКЦ, существует всего 12 лет и, несмотря на громкий повод своего создания, пока не успел войти в обязательные туристические гиды и уступает по популярности таким важным чек-инам, как Кремль, Свияжск и Болгар. Вместе с тем именно здесь вам могут рассказать одновременно и о ранней Казани, и об особенностях средневековой Волжской Булгарии, что удобно туристам, не располагающим временем для путешествия вглубь республики. В рамках рубрики «Вывод из запаса» «Инде» отправился в музей тысячелетия города и рассказывает о наиболее интересных его экспонатах.


Фарид Ахметгалин

методист научно-экспедиционного отдела


История музея

В 1991 году власти приняли решение создать на базе Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина комплекс НКЦ «Казань» и при нем музей национальной культуры. Но наследие Ленина и документы КПСС не подходили под концепцию нового музея, и экспонаты пришлось собирать с нуля восемь лет. В выборе экспонатов решили не привязываться к границам Татарстана. В 2000 году появляется первая постоянная экспозиция, в 2004 году музей становится музеем тысячелетия Казани. Наше отличие от Национального музея в том, что он устроен по принципу краеведческих музеев, а мы показываем историю и культуру татарского народа через призму истории Казани.

В этом смысле Казани повезло — люди здесь жили с древнейших времен: на территории города сохранились два древних городища эпохи поздней бронзы и раннего железного века, могильник азелинской культуры на пляже «Локомотив», древнемарийский могильник в районе поселка Борисково и многочисленные стоянки каменного века на дюнах в пойме реки Казанки и на ее высоком левом берегу. Первое постоянное поселение на холме основали в конце X века булгары. В витринах в первом зале показаны находки, характерные для этого времени, найденные при археологических раскопках в Казанском Кремле, фотографии с тех раскопок и схемы расположения древнейших объектов. В середине витрины выставлены две монеты X века — это половина арабского дирхема и денарий чешского князя Вацлава, датируемый 30-ми годами X века.

Казань, без сомнения, булгарский город, поэтому мы обращаем основное внимание на историю Волжской Булгарии (это не только Болгар, но и другие города Булгарии — Биляр, Сувар, Кашан, Джукетау), а затем и Золотой Орды, так как культура этого государства оказала огромное влияние на нашу историю. Влияние Волжской Булгарии, в свою очередь, простиралось далеко за пределы нынешнего Татарстана, вплоть до Нижней Волги на юге и Пензенской области на западе (это видно по археологическим находкам), поэтому эти территории тоже попадают в поле нашего внимания.

Кольчуга, XVI век

Первое, что видит посетитель, — стилизованные золотые ворота в Казань, которые охраняют два воина: один эпохи Казанского ханства, другой времен Золотой Орды. Все думают, что эти манекены стоят в новых одеждах, но на воине Казанского ханства оригинальная кольчуга XVI−XVII веков, на ней даже есть медная пластина с подписью владельца, которая частично расшифрована. Кольчуга была обнаружена в 1990-х годах в Лаишевском районе, в городище Чакма. Ее спрятали, закопав недалеко от берега, но со временем берег размыло, и кольчуга вышла на поверхность. Пока по экспонату еще нет подробной научной работы, но есть различные мнения. Некоторые историки считают, что надпись на пластине нечитаемая и сделана русскими оружейниками в Москве в подражание казанским или восточным кольчугам. Один востоковед предложил нам такую версию перевода: «эмвал — и Мустафа хан 6 3и-хиджасене — 17 16 Румие», в переводе «Свойство (имущество) Мустафа-хана 6 зуль-хиджа 17 года 16 римские» (зуль-хиджа — 12-й месяц исламского календаря. — Прим. «Инде»). Но это всего лишь одна из версий перевода. Сейчас сотрудники музея готовят статью, в которой детально разберут надпись.

Копии серебряных изделий эпохи Волжской Булгарии

Булгарские мастера изготавливали на заказ множество изделий из серебра, которые шли на север и восток в обмен на пушнину — клады с булгарскими товарами находят в Пермском крае, в Западной Сибири и даже на полуострове Ямал. В нашей коллекции есть копии булгарских серебряных блюд (оригиналы хранятся в Государственном Эрмитаже). В следующей витрине — предметы, отражающие мифологию ранних тюрко-болгарских племен: замки «Маклашеевский всадник / всадница» в виде искалеченного мужчины или женщины, сидящих на животном (барсе или волке). Они иллюстрируют легенду о появлении тюркского рода Ашина. Когда враги разгромили племя гуннов, они убили всех, кроме одного ребенка — ему отрубили руку и ногу, выкололи глаз и оставили умирать. Искалеченного ребенка подобрал волк (или волчица) и унес в пещеру, где от союза человека и зверя родилось десять детей — первых представителей рода Ашина. Но конкретно эти фигурки сидят не на волке, а на барсе. По мнению историков, эту легенду переняло и присвоило болгарское племя барсилов. Подобные фигурки, так называемые «уродцы», широко распространены на территории Восточной Европы, их находят даже на Украине — территориально находки совпадают с границами Хазарского каганата.

Рядом с ними выставлены копии височных подвесок с изображением уточки (оригиналы есть в Национальном музее и музее государственности РТ), найденных около Биляра. В этих украшениях мы видим сюжет о сотворении мира и всемирном потопе. Так, согласно мифу, суша появилась из клочка земли, которую принесла утка со дна мирового океана. В центре височной подвески находится уточка, украшенная сканью и зернью, в клюве у нее комочек земли. Окружает ее дуга, которая, вероятно, символизирует небо и землю: на ней расположены три желудеобразные бусины, внизу на цепочках подвешены три такие же подвески. В самом начале зарождения мира уточка снесла три яйца, из них появились Луна, Солнце и Земля. Утка — главный герой мифа, потому что она плавает, летает и ходит по земле и, тем самым, связывает три мира. Считается, что утка могла быть символом богини Умай. В коллекции музея у нас есть оригинальные подвески в более простом исполнении, без уточки. Это типично булгарское украшение домонгольского периода, их, к слову, часто находят в Западной Сибири. К примеру, в кладе с Барсовой горы рядом с Тюменью обнаружили несколько десятков таких подвесок.

Сосуды-сфероконусы, XII век

Распространенный на Востоке, в Средней Азии и Закавказье тип небольших толстостенных сосудов — большая часть их поступала в Волжскую Булгарию в виде импорта, но порой их производили здесь. Ими пользовались древние алхимики и кузнецы для хранения легколетучих веществ типа амальгамы никеля или спиртовых вытяжек. Иногда их использовали для перегонки. У нас, к сожалению, не весь комплект — мастера дополнительно использовали стеклянные колпачки с трубочкой для перегонки веществ. В столице Волжской Булгарии — Великом городе Биляре часто находили стеклянные предметы, использовавшиеся для подобных целей. В 1990-х годах археологи раскопали в Биляре мастерскую алхимика-стеклодела и ювелира с огромным количеством подобных изделий.

Фрагменты чугунных котлов, XIV век

Эти чугунные кухонные котлы нашли на территории Казанского Кремля, они периода Золотой Орды. На их примере легко проиллюстрировать движение технологий в мире. Чугун изобрели китайцы в IV веке до нашей эры. На территории Центральной Азии он появляется в I−II веках нашей эры. Археологи находят на гуннских городищах в Забайкалье плуги из чугуна (китайцы делали из него даже лопаты), курыкане — предки якутов — отливали из него топорики-кельты. В Европу чугун приходит вместе с Золотой Ордой, в Болгарском улусе горны для выплавки чугуна появляются в XIII−XIV веках. Чугунные котлы удобнее железных или бронзовых, которые делались из тонких листов бронзы или железа. В последнее время раскопки пограничных торговых поселений на границах русских земель и Болгарского улуса Золотой Орды, например Курмыш в Нижегородской области, показывают следы чугунолитейного производства, принесенного туда из наших земель. Таким образом, производство чугуна из Золотой Орды проникает в русские княжества, а в XV веке попадает и в Западную Европу.

Тувак XIII−XIV веков

Тувак — это довольно распространенный на Востоке тип керамических сосудов. Предназначение его специфичное — это гибрид ночного горшка с памперсом. Он прикреплялся к дну колыбельки (поэтому у него такие плоские и широкие края), а ребенку ставилась костяная трубочка (сунак) — мочеотводник, откуда все шло в тувак.

Монеты периода Золотой Орды

В XIII веке Волжскую Булгарию захватывают монголы. Резня была страшная — к примеру, Биляр буквально снесли: верхний археологический слой земли в городе переполнен человеческими костями. Но после захвата Волжская Булгария быстро восстанавливается в составе Золотой Орды, или Улуса Джучи. В Золотой Орде чеканят свои монеты — медные пулы и серебряные монеты. В домонгольский период, в IX−X веках, в Волжской Булгарии ходили арабские дирхемы, впоследствии болгары начинают чеканить свою монету, подражая арабам. Также ходили серебряные гривны, по-русски «рубль» — это металлические слитки определенного веса, которые потом рубили на куски. В Золотой Орде не было своих золотых монет, они шли обычно с Юга. В наших фондах есть золотая монета Делийского султаната. Она была обнаружена на городище Маджар на Северном Кавказе — это одно из самых известных золотоордынских поселений на этой территории. Золотые монеты чеканились в Индии и в сельджукских султанатах. Индийцы за северные товары (особенно пушнину) расплачивались золотом. Непрерывный поток товаров шел по Великому Шелковому пути в период существования всей Золотой Орды — это была главная торговая артерия огромного государства. В Крыму появляются генуэзские и венецианские колонии, из которых эти товары далее уходили в Европу. Фактически Золотая Орда и подсадила Европу на специи, шелк, фарфор и другие восточные товары. После гибели Золотой Орды в XV веке начинается эпоха великих географических открытий — европейцы ищут новые торговые пути в Индию и Китай, взамен Великому Шелковому пути.

Золотая серьга, XIV век

В коллекции нашего музея множество реконструкций знаковых ювелирных предметов периода Золотой Орды. Но есть и подлинные экспонаты. К примеру, золотая серьга в виде знака вопроса. Это типичное золотоордынское украшение — оно появляется в XIV веке, его находят практически во всех могильниках этого периода. Его носили и мужчины, и женщины. Серьга украшена жемчугом и гагатом (черный камень, вид каменного угля). Экспонат найден в Болгаре. Из других оригинальных находок этого периода можно выделить металлические зеркала, украшенные изображениями животных.

Архитектурные детали Болгара XIII−XIV веков

Болгар был большим и богато украшенным средневековым городом. Что касается архитектуры, то в первую очередь нужно обратить внимание на поливные — то есть окрашенные глазурью — изразцы. Их находили и в Казани. Такие же были и в Средней Азии. У нас, например, в витрине рядом четыре образца, один из которых — светло-голубой — из мечети Бибиханым в Самарканде. Мы видим, что техника идентичная. Другой интересный предмет — болгарский кирпич с отпечатком лапы зверя, вероятно, собаки. Наверное, зверь наступил на еще не высохший кирпич. Хотя есть альтернативная, но не очень распространенная теория, что такие отпечатки могли делать в ритуальных целях. При раскопке болгарских домов археологи иногда находили в ямах черепа собак, что, по некоторым теориям, считается языческим жертвоприношением, совершаемым при закладке дома. Видимо, впоследствии убийство заменили на такой символический жест, как отпечаток. Но эта теория не слишком серьезная и не имеет научного обоснования.

Сейчас в секторе археологии обрабатываются находки из различных экспедиций сотрудников музея. Среди находок есть печные изразцы XVII−XVIII веков, среди них наиболее интересен изразец, покрытый зеленой глазурью с рельефным изображением животного. Также интересны некоторые образцы настенных изразцов XIV века из раскопок Селитренного городища, или Сарай-Бату (село Селитренное в Астраханской области). Изразцы складываются в мозаичные панно с геометрическим и растительным орнаментом, украшенные изречениями из Корана, — ими декорировались наиболее значимые общественные здания и дворцы. Сейчас в Сарай-Бату мы находим лишь остатки былого величия. В конце XVI века по приказу царя Федора Иоанновича остатки столицы Золотой Орды разобрали и построили из них Астраханский Кремль, Белый Город и все здания в нем.

Кресало, XVI век

В последней витрине экспонаты с раскопок Казанского Кремля. Это керамика, кожа, костяные изделия. Есть фрагменты сосудов, изготовленных русскими мастерами. Один из наиболее интересных экспонатов — это кресало, огниво, приспособление для добычи огня. В верхней части изображены два дракона, очень напоминающие Зиланта с герба Казани. Подобные кресала появляются еще в период Золотой Орды, в XIV веке, но эту находку ученые датировали XVI веком и отнесли к эпохе Казанского ханства.

Про Казань нужно рассказать отдельно. В домонгольский период Казань — небольшая торговая фактория, но к XI веку она становится важным пограничным городом Волжской Булгарии, единственной крепостью с каменными стенами. Крепость защищала проходы с верховий по Волге и Заказанье — густонаселенный и экономически важный район. В Высокогорском районе находится Урматское селище — огромное поселение ремесленников, где с конца Х века производили гончарную посуду. В период Золотой Орды Казань теряет свое значение, так как остается глубоко внутри большого государства, — стены ветшают, новые никто не строит. Но в конце XIV века роль Казани вновь возрастает — сюда устремляется огромное население из Закамья и Болгара. Все потому что Болгар становится ареной борьбы ордынских междоусобных конфликтов, кочевые войска начинают нападать и грабить оседлые города. С образованием Ногайской Орды город становится объектом их набегов. По сути, город разоряют свои же, поэтому население уходит на север — в Казань. Хотя жизнь здесь теплилась и позже: Болгар почитается как священное место захоронения ханов. Казанский поэт XVI века Мухамедьяр в поэме «Нуры содур» пишет, что служил хранителем мавзолея. Есть версия, что это как раз происходило в Болгаре. До 40-х годов XV века в Казани первоначально чеканится своя монета с местом чеканки Яна Болгар (на одной из арабских карт Казань также обозначена как Новый Болгар), но потом входят в оборот русские деньги. Из этого видно, что еще за век до взятия Казани Москва оказывает огромное влияние на экономику Казанского ханства.

Парсуна, XVII век

Парсуна — ранний жанр портрета в России, эстетически находившийся в зависимости от традиций иконописи. Считается, что на этой парсуне изображена царица Сююмбике с семьей. Не все исследователи с этим согласны, в некоторых каталогах этот экспонат проходит как «Портрет знатной татарки». Но эта картина широко распространена и во всех школьных учебниках идет с подписью «Царица Сююмбике». Выводы о том, что это она, делаются по косвенным признакам — одежде, головному убору. Но необходимо большое искусствоведческое и историческое исследование, потому что точно установленных изображений царицы нет. Наша парсуна датируется XVII веком. Это один из самых ранних списков — в Национальном музее хранится список начала XX века.

Режим работы


вторник — суббота 10:00−18:00

воскресенье 10:00−16:00

понедельник выходной

Фотографии: Регина Уразаева