Жил, учился и гулял: истории 25 всемирно известных людей в парках Казани
С наступлением лета можно не только читать о любимых местах известных людей, но и бродить по ним. Мы решили разобраться: где жили, учились и гуляли мировые знаменитости в период жизни в Казани.
В спецпроект вошли шесть общественных пространств: парк Горького, Фуксовский и Лядской сады, Черное озеро с его окрестностями, набережная озера Кабан и парк Тинчурина со знаменитой «блошкой». Все точки легко связать в идеальный маршрут для поездки на электросамокате: находите QR-коды в парках, слушайте истории об их бывших обитателях и отправляйтесь дальше.
Или просто гуляйте по тропинкам, которые не раз проходили Баки Урманче, Лев Толстой, Велимир Хлебников, Булат Галеев, Александр Родченко, Варвара Степанова, Сахибжамал Гизатуллина-Волжская и еще два десятка всемирно известных деятелей культуры и искусства, и узнавайте их удивительные казанские истории.
Спецпроект «Жил, учился и гулял» создан совместно с Центром современной культуры «Смена», Дирекцией парков и скверов города Казани, Институтом развития городов РТ, краеведческим проектом «Крот Казанский» и студией подкастов «Большая Красная». Партнер проекта — самокаты «Яндекс Go».
Летний книжный фестиваль организован Центром современной культуры «Смена», Дирекцией парков и скверов Казани, Национальной библиотекой Республики Татарстан при поддержке программы СИБУРа «Формула хороших дел».
Большая зона отдыха в центре города была популярна среди казанцев еще в начале ХIХ века — тогда из-за живописных холмов она называлась Русской Швейцарией. Будучи студентом, тут часто гулял автор «Аленького цветочка», а еще чиновник, славянофил, цензор, литературный и театральный критик Сергей Аксаков. В 1804 году его фамилия была первой в списке поступивших в только что открывшийся Казанский Императорский университет. Аксакову было всего 14 лет. Там он познакомился с профессором Карлом Фуксом, который учил его ловле бабочек.
Портрет Сергея Аксакова работы Крамского, 1878
Русская Швейцария, 1907
Русская Швейцария, 1890-е
В кабинете у профессора я увидел висящие по стенам ящики, в которых за стеклами торчали воткнутые на булавках, превосходно сохраненные и высушенные, такие прелестные бабочки, каких я и не видывал. Я пришел в совершенный восторг и поспешил объяснить кое-как Фуксу мою страстную любовь к естественной истории и горячее желание собирать бабочек, прося его в то же время научить меня, как приступить к этому делу.
Источник: С.Т. Аксаков. «Собирание бабочек»
Будущий писатель жил на углу Поперечно-Покровской и Воздвиженской улиц (сейчас это дом на улице Карла Маркса, 15), в общежитии для учеников гимназии и первых студентов университета. Помимо насекомых, в начале XX века в парке было немало птиц, поэтому здесь бывал и авангардист Виктор-Велимир Хлебников. Он учился в 3-й гимназии, а после тоже поступил в университет, где увлекся орнитологией. В Зоологическом музее на Кремлевской, 18, до сих пор хранятся 54 вида птиц, которые Виктор нашел в экспедициях по стране. А в 1906 году на Столбищенской удельной лесной даче Хлебникову удалось открыть новый вид — глухую кукушку. В будущем казанское увлечение птицами повлияет на формирование его стихотворного языка — в его произведениях будет проявляться их звучность и певучесть.
Усадьба Бронникова, 1980
Вырей свирелию воды манит…*
Вырей свирелию воды манит.
Вырей станицами птиц ворожит.
Ворога в ладьях украшенных в вырей стремят,
Бороды в главах устрашенных в вырей глядят.
1907
Источник: Велимир Хлебников. Полное собрание сочинений #1. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000
Виктор Хлебников. Казань, 1901
Вера и Виктор Хлебниковы с родителями. Казань, 1901
Алексей Пешков, 1889
Марусовка
Современное название парк Горького получил в 1939 году. Сам Горький тоже жил в Казани — с 1884-го по 1888 год. Максим, а тогда еще Алексей Пешков, мечтал поступить в местный университет, но его начального образования было недостаточно. Поэтому он работал на пристанях, в пекарнях и снимал койку в Марусовке, в самой известной дешевой ночлежке города. Опыт общения с угнетенными позже послужит основой для многих его произведений, в том числе пьесы «На дне». Горький писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно — в Казани». Позже он выпустит повесть «Мои университеты» — про собственное становление на казанских улицах. В 1940 году, через год после переименования парка, на улице Горького, 10, открыли музей в честь писателя и его близкого друга, оперного певца Федора Шаляпина.
Аттракцион «Мертвая петля». ЦПКиО им. Горького, 1939
ЦПКиО им. Горького, 1963
В советское время в парке появились аттракционы, кинотеатр и велодром. А в 1969 году поблизости, на Арском поле, проходил светомузыкальный спектакль «Звук и свет» от НИИ «Прометей» — студенческого конструкторского бюро, созданного в КАИ пионером советского медиаарта Булатом Галеевым. По его инициативе в институте часто проходили дискуссии об абстрактном искусстве, кино и светомузыке.
Галеев был в числе первых советских художников, участвовавших в одном из крупнейших мировых фестивалей технологического искусства Ars Electronica. В Казани Булат Махмудович и его бюро «Прометей» хорошо известны городскими световыми инсталляциями — «Малиновым звоном» на Спасской башне, который скоро обещают восстановить; и реагирующей на изменения погоды подсветкой здания цирка. А еще в НИИ разрабатывали световые приборы для досуговых комнат на предприятиях и даже создали комнату отдыха для космонавтов. С историей проекта и его нынешним состоянием можно ознакомиться в открытом архиве центра «Прометей» — на третьем этаже Центра современной культуры «Смена» (улица Бурхана Шахиди, 7).
«Калейдофон», 1982. Проекционная светомузыкальная установка, выполненная на базе диапроектора. С помощью светоэффектных насадок и специальных слайдов установка размножала изображения, проецируя абстрактные цветовые композиции
Светомузыкальное устройство «Диско». Установка из нескольких ламп накаливания и трафаретов проецировала красочные световые образы, реагируя на музыку, и могла управляться как вручную, так и автоматически. Устройство выпускалось в 1985−1992 годах большой серией и предлагалось к использованию на дискотеках
Сад был создан в память о ректоре Казанского Императорского университета Карле Фуксе в 1894 году на деньги жителей ближайшей округи. Медик, ботаник, этнограф, историк и нумизмат прославился в свою эпоху тем, что одним из первых начал бесплатно лечить местных жителей. Бывая в их домах, он видел татарский быт и традиции, которые обычно не были доступны европейцам. Свой опыт профессор описал в трудах «Краткая история города Казани» и «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении». В 1830 году, во время эпидемии холеры, он лечил людей по всему Поволжью, после чего написал руководства по практической медицине на нескольких языках — в том числе и на татарском. Дом, в котором жил Фукс, находится на улице Московской, 58. В разные годы его посещали Пушкин, Симонов, Баратынский.
Императорский университет, 1900–1917
Территория сквера была усажена редкими породами деревьев и голубыми елями, которые сохранились до сих пор. В конце ХХ века сквер вторично благоустроили и установили в нем бронзовый памятник Фуксу. В процессе создания у скульпторов и главы города Казани Камиля Исхакова возникли небольшие противоречия, поэтому Андрей Балашов и Игорь Козлов решили подшутить над мэром, слепив его лицо на рукоятке трости ученого. Этот жест разглядели все, в том числе и сам Исхаков, который не обиделся, а наоборот — пошутил, что вошел в историю.
Фуксовский сад неразрывно связан с музыкальной историей города: оперный певец Федор Шаляпин часто бывал в этом саду у главной реки города. Когда он стал известным артистом, его репертуар в стране и за рубежом сопровождала песня «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке...». Родился Шаляпин во флигеле дома Лисицина, современный адрес здания: улица Пушкина, 10. Сама пристройка была утеряна еще в 1918 году, сейчас на ее месте можно увидеть только современную имитацию. А учился Шаляпин в 6-м городском приходском мужском училище на улице Георгиевской (сейчас — Петербургская), которое считалось одним из лучших в городе. Именно в Казани он начал петь в церковном хоре.
Дом Фукса, ул. Московская, 58
Человек молча снял со стены скрипку и сказал мне: «Тяни за смычком!» Я старательно «вытянул» за скрипкой несколько нот, тогда регент сказал: «Голос есть, слух есть. Я тебе напишу ноты — выучи!» Он написал на линейках бумаги гамму, объяснил мне, что такое диез, бемоль и ключи. Все это сразу заинтересовало меня. Я быстро постиг премудрость и через две всенощные уже раздавал певчим ноты по ключам.
Источник: «Казань в документах и материалах. XIX век: культурная жизнь города», 2014
Недалеко от парка, на улице Большой Красной, 38, находится Казанская государственная консерватория имени Жиганова. В советские годы в ней учился певец Ренат Ибрагимов. Клип на его песню «Наш город» зафиксировал для нас Казань 1979 года — посмотреть видео можно до сих пор. В консерватории также преподавал композитор Рустем Яхин. Он первым выпуском окончил музыкальную школу №1 имени Чайковского на улице Горького, 22. Сейчас помимо учебного заведения в здании действует интерактивный аудиовизуальный музей истории создания институции и ее выпускников. По воспоминаниям друзей и знакомых, Яхин отличался утонченным вкусом в одежде: не носил курток и ярких вещей, предпочитал классический стиль. А дома облачался в роскошный халат.
В саду гулял и режиссер мини-сериалов «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», фильмов «Десять негритят», «В поисках капитана Гранта» и еще более семи десятков киноработ Станислав Говорухин. До 1958 года он учился на геофаке Казанского государственного университета и часто посещал представления СТЭМа КАИ. Его первые шаги в кинематографе тоже начались в Казани — в 1959–1961 годах Говорухин работал редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения.
Консерватория имени Н. Жиганова
Студент Станислав Говорухин
В Одессе я прожил 20 лет, в Казани — меньше. А кажется, что прошла в этом городе целая жизнь. В Казани была и первая любовь, и первые разочарования, сильные. Помню, когда окончил десятилетку, не знал, куда пойти. Никаких призваний профессиональных не ощущал. Попала в руки пара книжек про геологов. Заинтересовали. Но, наверное, даже не это сыграло роль. В то бедное время, когда люди одевались совсем плохо, студенты-геологи носили форму: чёрный костюм, двубортный пиджак, белая рубашка. И как только я поступил, в 1953 году, мне сшили такую форму. К сожалению, она не сохранилась.
Источник: «Комсомольская правда», 27 августа 2005 года
Первые упоминания о Лядском саду датированы ХVIII веком: тогда эта территория примыкала к жилью генерала Лецкого. Оно находилось на месте дома №17 по улице Горького. 24 мая 1798 года в Казань прибыл государь-император Павел I. Он остановился у генерала в небольшом одноэтажном доме и приказал назвать в честь него улицу. Тогда появились Большая и Малая Лецкая, а сейчас это улицы Горького и Галактионова.
В 1869–1870 годах сад Лецкого стал общественным, а в 1880-е в нем появился фонтан со скульптурой девушки и четырех детей. В основном в парке гуляли люди с высоким достатком: чиновники, купцы и профессора. В советский период дом Лецкого сносят, на месте фонтана ХIХ века появляется новый — шарообразной формы, авторства Ильдара Ханова. Памятник поэту Державину у входа еще новее — это копия скульптуры, стоявшей в Казани с 1847-го по 1932 год. А возле детской площадки есть памятник бабушке Аняне, собирательный образ от скульпторши Винеры Абдуллиной.
Лядской сад расположен рядом с музеем художника Баки Урманче — он считается основоположником татарского профессионального академического искусства. В начале XX века в 10 лет Баки приехал в Казань, чтобы научиться рисовать, но татарину попасть в художественную школу в те времена было практически невозможно. Несмотря на это, сменив профессию несколько раз, он добивается своего и сначала оканчивает Казанские художественные мастерские в 1919 году, затем учится в Москве и возвращается работать в Казань. За 70 с лишним лет Баки Урманче создал около 3000 графических работ, 300 картин и более 100 скульптур. Помимо музея, с его работами можно ознакомиться в Национальной художественной галерее «Хазинэ».
Баки Урманче в мастерской
Баки Урманче у дома отца в деревне Малые Салтыки Камско-Устьинского района, 1986 год. Теперь там медпункт
Не так далеко от Лядского сада и Казанское художественное училище имени Фешина на улице Карла Маркса, 70, — альма-матер многих деятелей искусства. В нем преподавал Николай Фешин, а студентами были художники казанского авангарда — большого котла, в котором кипела культурная жизнь в 1920–1930-е годы, — Александра Платунова, Константин Чеботарев, Илларион Плещинский, Фаик Тагиров и многие другие. А еще поэт, художник и основоположник футуризма Давид Бурлюк, а также конструктивисты Александр Родченко и Варвара Степанова, будущие муж и жена. Вскоре Бурлюк будет участвовать в международных художественных объединениях, выпустит поэтические сборники с Маяковским, прославится не только в России, но и в США. А обучение в Казани станет отправной точкой: здесь он получит знания и одобрение от преподавателей, что даст ему веру в свои силы.
Мой колорит ознакомился с лиловатыми гаммами русского импрессиониста Костанди, и когда я в 1901–2 году опять появился в Казани, затосковав по своим казанским друзьям, то в бесконечном количестве привезенных опять на берега мной этюдов юга было гораздо больше мягкости и понимания тональности. Мои работы в портретном классе по живописи заслужили сразу ряд высших похвал Медведева, и художественный совет школы восхищался моими пейзажами (композиционными работами).
Источник: Д. Бурлюк. «Фрагменты из воспоминаний футуриста». СПб.: Пушкинский фонд, 1994
Судьба Александра Родченко оказалась тяжелее: в 16 лет он пережил смерть отца. Несмотря на финансовые трудности, матери удалось устроить сына в Казанскую художественную школу вольнослушателем. Большую роль в его становлении сыграло и общение с казанской интеллигенцией, концерты, музеи, библиотеки и кинотеатры. А также «Линейно-циркульные композиции» 1915 года — первое теоретическое осмысление собственного художественного эксперимента.
Варвара Степанова и Александр Родченко, 1920
А. Родченко — В. Степановой
Казань — Кострома
17.4.15
Я теперь здесь один со своими вещами. Кажется, будет выставка в Казани. Я к ужасу всей Казани выставлю свои вещи…
Мне не скучно, я работаю, я безумствую, я неистовствую!..
Источник: Книга «В. Степанова — А. Родченко. Казань — Кострома. 1914–1916. Письма»
Варвара Степанова, 1924
Александр Родченко и Варвара Степанова, 1920-е
Варвара Степанова приехала в Казань со своим первым мужем Дмитрием Федоровым, который тоже был учеником местной художественной школы. Но во время обучения познакомилась с Родченко и ушла в отношения с ним. После Степанова уедет из Казани, и влюбленные сначала будут общаться в письмах. А в 1916 году Александр переедет к Варваре — в Москву. Там Родченко станет главным человеком советского дизайна и рекламы, а Степанова продолжит заниматься живописью, оформлением книг и журналов, одеждой и орнаментами.
В. Степанова — А. Родченко
Москва — Казань
Май 1915
Закрылась дверь… Долго, долго стояла на лестнице… Особенно чувствовала твои последние поцелуи… Стало очень больно в сердце…
Ты мне так близок, так люблю тебя… только тебя…
Леандр, я не смогла быть хладнокровной. Я не могла больше улыбаться… я плакала… Долго плакала и не хотела уходить…
Бродила по улицам, было холодно…
На душе еще холодней без тебя…
Не могла идти домой… Одна… Ты там высоко, высоко… Чуть блестит свет в твоем окне… А я одна…
Кричала от боли и тянулась к тебе…
Муж мой, муж мой…
Источник: Книга «В. Степанова — А. Родченко. Казань — Кострома. 1914–1916. Письма»
На коллекцию татарстанского авангарда в Казани можно посмотреть в Галерее современного искусства на улице Карла Маркса, 57.
Система озер, находившихся на территории нынешнего парка «Черное озеро», служила казанцам источником питьевой воды c ХVIII века. В начале ХIХ века здесь установили кузнечные ряды, и пространство стало сильно загрязняться, а вода — застаиваться. По легенде, именно поэтому некогда чистое озеро стали называть черным — так парк получил название. Водоем пытались очистить, а территорию — облагородить: берега отделывали уступами, высаживали растительность и устанавливали чугунные решетки. Несмотря на это, озеро заболотилось, и в 1889 году было принято решение его засыпать.
Черное озеро, 1880–1890-е
Черное озеро, 1945–1948
Студентом Казанского Императорского университета здесь бывал писатель Лев Толстой. Он был зачислен студентом в 1844 году: изучал арабский и турецкий языки. К концу года у него была низкая успеваемость, а также он не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса. Чтобы этого не делать, Толстой перешел на юрфак, но его проблемы с оценками продолжились. В своих воспоминаниях он писал, что гулял по парку и молился Богу, чтобы успешно сдать предстоящий экзамен. А еще — что в Казани «при всей внешней пустоте великосветской жизни он в первый раз понял, что ему надо жить самому, избирать путь самостоятельно и отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало ее». Дом, где жил Толстой, находится на улице Большой Красной, 68, — там можно увидеть мемориальную доску с именем писателя. Сейчас, по иронии, здание занято Институтом развития образования Республики Татарстан.
Л.Н. Толстой в 1880-х годах
Дом П.П. Дедевой — И.К. Горталова, в котором в 1841–1845 годах жил Толстой. Нынешний адрес: ул. Япеева, 15
На Черном озере бывали многие студенты Казанского университета — в том числе будущий писатель, драматург и публицист Евгений Чириков. Вначале он учился на юридическом, позже перевелся на математический факультет. В университете он сразу сошелся с социал-демократами и в 1887 году, после студенческой демонстрации, был исключен как один из главных зачинщиков беспорядка с запретом в течение двух лет проживать в университетских городах. В Нижнем Новгороде его сажают на два с половиной месяца в одиночную камеру для дальнейшей высылки в Царицын, затем в Астрахань. Помимо Чирикова из университета исключили еще 22 студента, среди которых был первокурсник Владимир Ульянов.
Студенты у сквера Льва Толстого, 1950–1960-е
Николаевская площадь из окон старой клиники, 1900–1917
Через дорогу от Черного озера располагается Ленинский сад — до 1917 года местность называлась Николаевской площадью, в честь императора Николая I. Ее открытие состоялось в 1890 году, а в 1894-м был установлен фонтан с амурами — старейший в городе. До середины ХХ века здесь собирались для городских развлечений: в царские годы проводили народные гулянья, выступали артисты и акробаты, а в советское время тут можно было пострелять в тире, посмотреть фильмы под открытым небом и поиграть в волейбол. Сейчас Ленинский сад — место для спокойного отдыха и неторопливых прогулок.
Рядом со сквером — Татарский театр опера и балета имени Мусы Джалиля, в котором в советское время выступала Сара Садыкова — оперная певица и первая женщина-композитор среди татар. Она родилась в доме на улице Парижской Коммуны, 18. Ее настоящее имя — Бибисара: «Биби» — персидская приставка, ее прибавляли к татарско-тюркским именам, чтобы отличить девочку от мальчика. Спустя время приставка исчезла и ее стали называть просто Сара. Садыкова училась в татарской женской гимназии Фатихи Аитовой и в Казанском педагогическом техникуме, а после — в Московской консерватории имени Чайковского, однако работать вернулась в Казань.
Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, 1960
Казань моя!
Ох, и привольно в родных краях,
Где другом старинным — Казань моя!
Как с ней не дружить, если мне знаком
На улочках тихих каждый дом,
Где бросишь взгляд на любое крыльцо,
Увидишь — точно — родное лицо.
Друг другу при встрече мы скажем: «Салям!»,
И чуткие улицы вторят нам.
Источник: С. Садыкова, перевод с татарского В. Агафонова
Тут же работал театральный художник, архитектор Петр Сперанский. В 1924 году он окончил Казанский архитектурно-технический институт, а позже стал одним из основоположников советского театрально-декорационного искусства, оформил десятки отечественных и зарубежных спектаклей. А также спроектировал здание бывшего Гостиного двора, где сейчас располагается Национальный музей РТ, стадионы «Динамо» и «Трудовые резервы». Сперанский очень любил родной город и культуру местных народов. Дома и в мастерской Петра Тихоновича всегда были предметы народного творчества: полотенца, намазлыки, фартуки, которые он привозил из разных деревень.
Первые постройки вдоль Кабана появились еще в ХVI веке, а в середине ХVIII века Старо-Татарскую слободу застроили полностью. На территории вплоть до революции проживали в основном татары — духовенство, промышленники и купцы. Про жизнь в слободе у озера писал татарский писатель и публицист Фатих Амирхан — узнать о Казани начала ХIХ века можно в его книге «На перепутье».
Сам поэт родился в Ново-Татарской слободе и учился в одном из самых известных медресе тех времен — «Мухаммадия», при этом русский язык и литературу он изучил самостоятельно. В 1907 году Амирхана парализовало, и до конца своих дней он был прикован к инвалидной коляске. Но это не помешало его активной рабочей деятельности: он писал в газетах и журналах «Кызыл Армия», «Эш», «Татарстан», «Татарстан хабарляре», «Шарык кызы», «Безнен юл». Используя псевдоним Марксист, Амирхан печатал публицистические статьи, принимал активное участие в общественно-политической и культурно-просветительской жизни республики.
Техническое училище №6, 1984–1985. Ранее — «Мухаммадия», одно из крупнейших медресе России. Дом построен в 1770–1780-е годы
Сейчас рядом с набережной Кабана находится Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала, где с 1922-го по 1924 год работала Сахибжамал Гизатуллина-Волжская — первая татарка и мусульманка, ставшая профессиональной актрисой. В 1902 году в Казани Сахибжамал окончила начальную школу, параллельно учась в мусульманской женской школе, а также посещала танцевальный класс. Своей деятельностью она оказала большое влияние на эмансипацию мусульманских женщин, а также была одной из первых татарских феминисток.
С Татарским театром на озере Кабан связано имя Марселя Салимжанова — главного режиссера камаловцев с 1966 года. Он родился в Казани в актерской семье и сначала поступил в Казанский университет на юрфак, но под влиянием близких перевелся в ГИТИС. После обучения вернулся в Казань и поставил здесь более 100 спектаклей, активно занимаясь национальным репертуаром. Салимжанов подбирал пьесы татарских и переводных авторов и по-новому прочитывал их — таким образом осмысляя свою эпоху. Режиссер руководил театром 36 лет, став практически родным для сотрудников, которые между собой называли его «бабай». В советские годы Марсель Салимжанов жил на улице Горького, 13, где осталась мемориальная доска, установленная в память о народном артисте.
Сахибжамал Гизатуллина-Волжская
Через дорогу от озера Кабан располагается Институт филологии КФУ, в XX веке — Казанский Восточный педагогический институт, в котором училась журналистка и писательница Евгения Гинзбург, создавшая одно из первых произведений о сталинских репрессиях «Крутой маршрут». Она преподавала на Тюркско-татарском рабфаке, когда в Казани люди неевропейских национальностей лишь начинали массово получать высшее образование. Спустя много лет она оставила воспоминания — книгу «Так начиналось. Записки учительницы».
Восточный педагогический институт
Никогда еще стены старого университета, уже вступившего во второе столетие своего существования, не видели ничего подобного. По-радостному неожиданно, небывало ново замелькали в строгом актовом зале яркие пятна полосатых шелковых халатов, причудливые орнаменты тюбетеек. Разноязычные разговоры наполняли зал.
Источник: Гинзбург, Евгения Соломоновна. Так начиналось... [Текст]: (Записки учительницы). — Казань: Таткнигоиздат, 1963
Один из самых молодых парков Казани существует с 50-х годов прошлого века, хоть и получил свое официальное название только в 2017 году. Оказалось, до этого оно было только формальным, а юридически пространство было безымянным. С самого основания здесь находятся фонтан и мозаика с Лениным. А чуть позже, в 1970-х, появилась барахолка, которая собирается утром по воскресеньям и по сей день. Чтобы обмениваться друг с другом предметами из разных эпох, люди приезжают из разных концов города и даже ближайших поселков и деревень. Книги на арабском, дореволюционный сервиз, советские знамена и кнопочные телефоны — самая малая часть того, что можно отыскать на блошином рынке, или «Книжке», как ее называют горожане.
Местные режиссеры и художники пользуются такой возможностью и ищут в старых предметах новые смыслы. Благодаря этому рождаются современные проекты и пространства, которые формируют культурный слой города. Одна из таких площадок — Центр современной культуры «Смена» на улице Бурхана Шахиди, 7. Там можно посетить выставки современного искусства, лекции по естественным, гуманитарным и социальным наукам, кинопоказы и концерты современной музыки. Помимо этого, в центре функционирует книжный магазин, где представлены книги, не попадающие на полки в сетевые магазины: издания о современной культуре, редкие альбомы по искусству, отечественная и мировая проза, книги для детей и нон-фикшен. В 2015 году «Смена» запустила свое издательство: оно специализируется на текстах современных авторов и малоизвестных культурно-исторических сюжетах Казани, Татарстана и Поволжья.
Парк Тинчурина, 1974
Парк Тинчурина, 1980–1989
Главное книжное место города — Национальная библиотека РТ: в 2020 году она переехала на улицу Пушкина, 86. В ней — два читальных зала, шесть книгохранилищ, выставочный зал и конференц-зал. А кроме того, в здании располагается театральная площадка MOÑ: сообщество местных художников, которые делают кросс-жанровые спектакли, лаборатории и образовательную программу, развивают современный национальный театр. Еще одно культурное пространство Казани находится гораздо ближе к скверу Тинчурина — резиденция креативных индустрий «Штаб» на улице Татарстан, 20: место для коворкинга, театральных проектов, крупных событий, выставок, показов фильмов и дискуссий.
Недалеко от парка — речной порт, откуда можно отправиться в Верхний Услон или Свияжск — посетить достопримечательности и музеи острова, а также посмотреть эскизы театральной лаборатории «Свияжск Артель».
Казанский речной порт, 1973
Обложка: Софья Гражевич; фото: 1 — Wikipedia; 2 — Вильгельм Бахман; 3 — Национальный музей РТ; 4 — предоставил С.П. Саначин; 5—6 — предоставлено К. Маевским; 7 — Литературный музей А.П. Гайдара, Арзамас, Нижегородская область; 8 — gorkiy.tatmuseum.ru; 9 — Vk.com; 10 — Гороховский; 11—14 — Булат Галеев; 15 — почтовая открытка со штемпельной датой (29 мая 1921); 16 — Даша Самойлова; 17 — Pastvu.com; 18 — Yandex; 19 — Art16.ru; 20 — Vk.com; 21 — Tate.org; 22 — Culture.ru; 23 — Wikipedia; 24 — Рончевский; 25 — Конон Пименович Белков; 26 — Wikipedia; 27 — Vk.com; 28 — Pastvu.com; 29 — Pastvu.com; 30 — фонд Российского национального музея музыки; 31 — Даниил Шведов, Даша Самойлова; 32 — Иске-казан.рф; 33 — Pastvu.com; 34 — Kino-teatr.ru; 35 — Pastvu.com; 36 — Pastvu.com; 37 — Pastvu.com; 38—39 — Даша Самойлова; 40 — Monkazan.ru; 41 — В.П. Савельев