В тени пассажей: красота и история дома Сапожникова, ставшего почтовой резиденцией
Здание Главпочтамта находится в сердце Казани, на улице Кремлевской, 8. Правда, все туристические лавры достаются не ему, а соседям — Александровскому и Чернояровскому пассажам. В последний раз Главпочтамт, или Торговый дом Сапожникова, попал в инфополе, когда активисты задумывали обратиться с письмом о восстановлении его оригинального интерьера. Хоть реставрация так и не случилась, «Инде» рассказывает, почему восьмой дом заслуживает большего внимания, как он связан с купеческой династией Сапожниковых и что в нем находилось до почты.
Торговый дом Сапожникова со стороны улицы Рахматуллина, примерно 2010-е годы
Из усадьбы — в торговый дом
В начале XIX века на месте Главпочтамта, в одном здании с которым сейчас работает министерство цифровизации РТ, находилась усадьба Алексея Геронтьева. Как написано в первом томе «Объекты культурного наследия Республики Татарстан» под редакцией Алексея Тарунова, она состояла из главного дома, двух каменных флигелей слева и справа, а также хозяйственных служб во дворе. В августе 1842 года крупный пожар испепелил девять церквей и 1309 домов, включая усадьбу Геронтьева. Будучи казанским купцом и домовладельцем, Алексей Федорович восстановил обгоревший двухэтажный дом в семь оконных осей по фасаду и достроил флигель вторым этажом.
Один из самых страшных пожаров в Казани, 24 августа 1842 года
Слева С.С. Судоплатов, справа М.Ф. Сапожников
После смерти Геронтьева усадьба менялась уже под руководством его вдовы Некрасовой — у второго флигеля также появился второй этаж, здесь же открылся магазин. В 1877 году здания вместе с территорией купил Михаил Сапожников — купец, переехавший в Казань из Гороховца. Он владел магазинами в Самаре, Астрахани, Казани и специализировался на продаже ткани и одежды.
В 1910 году на усадебном участке купец Сапожников решил построить уже трехэтажный торговый дом. За разработку проекта взялись казанские архитекторы Василий Трифонов и Федор Гаврилов. Первый отвечал за конструкцию, а второй — за оформление. Здание универмага было готово в 1911 году, сообщается в книге «Объекты культурного наследия Республики Татарстан». В некоторых источниках встречается другая дата завершения строительства: 1913 год.
Не такой уж и неоклассический
Здание Главпочтамта, 1920–1928 годы
Архитектура дома Сапожникова отражает свое время и при этом отличается от «соседей». В большинстве случаев стиль здания определяется как неоклассицизм. Но кандидат архитектуры, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ Степан Новиков считает, что дом Сапожникова скорее относится к зрелой эклектике с элементами неоклассицизма.
Степан Новиков
кандидат архитектуры, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ
Здание Главпочтамта, известное еще как дом Сапожникова, я бы не отнес к каноническому неоклассицизму. Из классических элементов ярко выделяется входной портал. Он действительно выполнен по всем правилам, но завершающий его аттик (декоративная стенка над карнизом. — Прим. «Инде») имеет слегка закругленные формы, что говорит о современных модерновых тенденциях. Также на фасаде присутствуют классические лепные элементы в виде венков и розеток. В ограждении парапета и под окнами второго этажа архитектор умело внедряет римские кресты.
Классика здесь больше присутствует в виде стилизаторски использованных деталей. Все-таки в доме Сапожникова отсутствует ордерная система, нет свойственных ей колонн и других элементов. Их заменяют вертикальные выступы на стене между первым и вторым этажами — так называемые лопатки. Причем они украшены тонкой кладкой из камня, как и весь первый этаж.
Фасад состоит из трех частей: два боковых пилона, мощные столпы с первого по третий этаж и прорывающий карниз центральный ризалит (часть здания, выступающая за пределы фасада по всей высоте. — Прим. «Инде»). На мой взгляд, эти приемы присущи эклектике или модерну. Поэтому здание Главпочтамта я бы отнес к зрелой эклектике с элементами неоклассицизма.
Интересно, что других строений, стилистически похожих на дом Сапожникова, на улице Кремлевской нет. Так, по словам Новикова, Чернояровский пассаж — это эклектика с элементами модерна и барокко, а Александровский уже представляет собой полноценную эклектику с использованием различных стилевых направлений и сюжетов.
Степан Новиков рассказал «Инде», что Василия Андреевича Трифонова, архитектора дома Сапожникова, иногда ошибочно называют Трофимовым. В итоге лжефамилия указана даже на мемориальной доске: «Здание Главпочтамта, 1913 г., арх. В.А. Трофимов, Ф.П. Гаврилов». Тем временем именно Трифонов участвовал в строительстве и проектировал знаковые для Казани здания — к примеру, Шамовскую больницу.
Степан Новиков
кандидат архитектуры, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ
По проектам Василия Андреевича были построены доходный дом Ивана Сурина, здание Казанских высших женских курсов, которое он, скорее всего, создавал вместе с Федором Гавриловым (второй архитектор Торгового дома Сапожникова. — Прим. «Инде»). Из ряда архивных материалов могу предположить, что несколько проектов Трифонов выполнял совместно с архитектором Константином Олешкевичем. Объекты Василия Трифонова достаточно брутальные, крупномасштабные, без каких-либо излишеств, но с узнаваемым почерком, тяготеющим к симметричности фасадов и классическим элементам декора.
Здание Главпочтамта, 1927–1935 годы
История дома, переплетенная с семьей Сапожниковых
В начале ХХ века Торговый дом Сапожникова, Александровский и Чернояровский пассажи должны были стать новыми торговыми центрами вместо Гостиного двора. Помимо собственных мануфактурных магазинов, помещения в универмаге Сапожникова сдавались в аренду.
Как пишет Андрей Ершов в альбоме «Модерн в архитектуре Казани», здесь работали аптека провизора Гериха и оружейный магазин Гинкеля. Кроме того, шла торговля чаем, перчатками, книгами, парфюмерией, нотами и музыкальными инструментами. Дело было прибыльным и успешным, Наталья Тахтамышева в своей статье «Благородный купеческий род. Сапожниковы. Казань» отмечает, что Михаил Федорович относился к миллионщикам — то есть миллионерам.
После смерти главы семейства Сапожниковых торговля перешла старшему сыну Константину Михайловичу. Сам дом на Воскресенской, где проживала купеческая семья, числился за Серафимой Ивановной, вдовой Сапожникова. Также они проводили время на даче на Кабане. Даже во времена Первой мировой мануфактурный бизнес продолжает приносить Сапожниковым прибыль. Но многое в их жизни и судьбе дома меняет революционный 1917 год.
В конце 1917-го Воскресенскую улицу называют в честь революционера-демократа Николая Чернышевского. Из-за сменившейся власти владельцы престижных магазинов прекратили свою торговлю. Сами Сапожниковы, узнав, что могут быть в расстрельных списках, покинули Казань, пишет Тахтамышева.
Сын Михаила Сапожникова — Константин Сапожников, примерно 1894 год
Семья Сапожниковых на даче на озере Кабан. Фото из книги Н.М. Соротокиной
Н.М. Сапожникова в своей мастерской. 1910-е годы. Частный архив
Мастерская Н.М. Сапожниковой
Небольшая надежда у состоятельных слоев появилась в августе 1918 года, когда белогвардейцы захватили город. Но уже в сентябре они отступили, из города уехали домовладельцы, торговцы и обеспеченные жители, постоянные клиенты Воскресенской улицы.
Согласно информации из «Объектов культурного наследия Республики Татарстан», в 1920-х частные продажи запрещают официально, а бывшая Воскресенская перестает быть главной торговой и прогулочной улицей. Несмотря на то что позже Сапожниковы возвращаются в Казань (Константин Михайлович умер в Новониколаевске), их жизнь больше не связана с торговыми и мануфактурными делами. Дочь Надежда Михайловна лишилась даже художественной мастерской во дворе дома на Воскресенской и уехала в Москву, где жила до конца своих дней.
Главпочтамт. 1935 год
Наши дни и неслучившаяся реставрация
Левая часть здания Главпочтамта в советское время, 1970–1980 годы
Известно, что с 1930-х бывший торговый дом занимает Главпочтамт. Как сообщили «Инде» в комитете РТ по охране объектов культурного наследия, здание взяли под государственную охрану в 1981 году. Если 1990-е здание встретило с сохранившимися флигелями в форме буквы П, то, как утверждается в книге «Объекты культурного наследия Республики Татарстан», уже в 2000-х левый флигель снесли при строительстве банка. В 2015 году бывший торговый дом оказался в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.
В последний раз здание Главпочтамта упоминалось в СМИ в 2019 году. Тогда казанские активисты хотели обсудить с комитетом РТ по охране объектов культурного наследия реставрацию оригинальных интерьеров. Дело в том, что в 2015 году на первом этаже открылось обновленное отделение Почты России с современным ремонтом. Сейчас, по информации комитета РТ по охране объектов культурного наследия, в интерьерах здания сохранился декоративный элемент парадного вестибюля — цилиндрический свод, разбитый кессонами по дуге.
Уже после общения с комитетом активисты намеревались отправить письмо в Почту России с просьбой о реставрации оригинального интерьера. Правда, инициатива застопорилась. По словам градозащитника и руководителя института городских исследований «Тамга» Марьи Леонтьевой, интерьер изначально не являлся предметом охраны, поэтому собственник самостоятельно решает, что и как менять внутри здания.
В ответ на запрос «Инде» комитет РТ по охране объектов культурного наследия рассказал, что в 2018 году ООО «ПЦ Град» по заказу Главного инвестиционно-строительного управления РТ разработало научно-проектную документацию для сохранения здания Главпочтамта. Комитет ее согласовал, но пока к реставрации не приступали.
Фото: Гульназ Загидуллина; 1 — Virtualrm.spb.ru; 2 — Вдпо.рф; 3 — Foto-progulki.ru; 4 — Pastvu.com; 5 — И.С. Папков; 6–7 — Foto-progulki.ru; 8 — Poto-progulki.ru; 9 — Foto-progulki.ru; 10 — И.С. Папков; 11 — Валерий Глазов