Пять причин пойти на выставку Terminal B в «Смене»
До 12 февраля в «Смене» открыта выставка Terminal B, новый проект центра современной культуры и кураторской группы Plague. Ее создали в 2018 году в Краснодаре три молодых художника: Артур Голяков, Стас Лобачевский и Ваня Венмер. В своей практике они говорят об эстетике постграффити, оккультных корнях капитализма, нечеловеческой, объектно-ориентированной повестке дня и многом другом.
Казанская экспозиция, по словам кураторов, позволит зрителям почувствовать атмосферу аэропорта, где время ощущается иначе. «Инде» поговорил с Артуром Голяковым и рассказывает, как через привычные пространства можно лучше узнать реальность, какие тренды раскрывают художники и при чем здесь фармакологическая компания.
Узнать, как объекты из повседневной жизни помогают осмыслить реальность
Выставка напоминает места, с которыми зритель сталкивается ежедневно: лифты, аэропорты, вокзалы и торговые центры. Эти локации ассоциируются с ожиданием, которое меняет ощущение времени. Атмосферу передают работы, имитирующие повседневные предметы — стулья, одежду, сумки, брелоки и другие. Здесь художники фокусируются на объектах и экспериментируют с восприятием привычных вещей.
Визитки, бланки, рекламные плакаты — остатки от фармакологической компании U Corp, придуманной командой Plague. Они позволяют зрителю выстроить собственное представление о компании и ее роли в выставке.
Исследовать возможные сценарии будущего, имея лишь артефакты из прошлого
Гость выставки окажется в пространстве, в котором произошло какое-то событие будто за мгновение до его прихода. Он не может выступать в качестве субъекта и действовать, и единственное, что ему остается, — наблюдать и пытаться осмыслить произошедшее, понять его причины.
Артур Голяков
куратор выставки Terminal B
Мы предлагаем рассмотреть выставку как место, из которого зритель должен был отправиться в путешествие на утопический остров или в город, созданный U Corp. Будто вы прошли собеседование в эту компанию и оказались в выставочном зале «Смены». Но что-то пошло не так, и теперь никто не знает, что случилось и куда исчезли представители U Corp.
Сформулировать свои собственные варианты развития человечества
Если начать все с нуля, может ли человечество развиваться по другому сценарию? Или оно обречено на повторение уже пройденных и выработанных схем? Это вопросы, которые кураторы выставки ставят кроме прочих в своей практике — и, конечно, предлагают подумать над ними после посещения пространства.
Разобраться с трендами современного искусства
Terminal B транслирует сразу несколько направлений современного искусства. Один из трендов — стирание границ между офлайн- и онлайн-форматами. Искусство постоянно перемещается из одного пространства в другое, приобретая новые качества и свойства. На выставке можно проследить тенденцию работы с мемами или создание произведений, которые затем ими становятся.
Артур Голяков
куратор выставки Terminal B
Одного направления здесь быть не может, так как мы работаем в основном с поколением авторов, чьи художественные практики начали формироваться после пост-интернет-искусства (так называют реальные инсталляции, созданные на основе веб-контента. — Прим. «Инде»). Можно использовать несколько определений, но ни одно из них не описывает все представленные работы одновременно: объектно-ориентированное, визуальное и новейшее искусство, эмо-романтизм — термин чешского критика Михала Новотного, искусство агрегаторов — сайтов и платформ, показывающих выставки со всего мира.
Увидеть коллаборацию российских и иностранных художников
На коллективной выставке кураторы собрали произведения 23 художниц и художников, а также двух коллективов из России, США, Японии и Германии. Вместе с Plague работала еще одна художественная команда — KOTZ, основанная в Лейпциге в 2019 году Доном Электро, Марианом Люфтом и Сальвадором Марино.
Plague видят одной из целей выставки и своей деятельности в целом создание возможностей для сотрудничества молодых художников с их более опытными российскими и зарубежными коллегами.
Фото: Гульназ Загидуллина