Маршрутный лист. Что исследовать в старой части Советского района
Старая часть Советского — район НИИ, учебных заведений и жилых массивов, который застраивали в основном в 1960−1970-е годы. Тогда он был чуть ли не городской окраиной и с одной стороны упирался в здание старого аэровокзала. Со временем старый Советский растерял часть локальных достопримечательностей (например, Арские казармы) и объектов, ставших прочными ориентирами на воображаемой карте горожан (ресторан «Акчарлак» и кафе «Полет»), но остался любопытным местом для городских исследований.
Хотя прогулки сейчас под запретом, «Инде» призывает смотреть в будущее с оптимизмом и устраивает онлайн-экскурсию, которую после отмены режима самоизоляции можно превратить в реальный променад.
Мурал Bestiarium — Animales Homines
Адрес: ул. Космонавтов, 36
Итальянские уличные художники Caktus e Maria разрисовали торец хрущевки в 2012 году во время фестиваля Like It. Art. «За несколько дней до старта Винчензо и Марии достался больший объект, чем планировался изначально. Торец хрущевки недавно обновили, выкрасив квадратные плиты в разные цвета. Это подтолкнуло ребят на идею создания некоего кубика Рубика. Центральным персонажем стала женщина с головой барана, вокруг нее разбросаны изображения животных», — рассказывал «Инде» руководитель творческого объединения Supernova Дмитрий Кудинов.
Здание старого аэропорта
Адрес: ул. Патриса Лумумбы, 47а
Образец советского неоклассицизма 1954 года рождения. Типовой проект архитектора Николая Макарени (идентичные здания с поправкой на детали построили в нескольких городах СССР) оброс в Казани своими особенностями. Нияз Халит заметил в облике аэровокзала влияние исламской архитектурной традиции — центральный портик-колоннада снабжен айваном (сводчатое помещение, с трех сторон обнесенное стеной и открытое с четвертой стороны. — Прим. «Инде») и треугольной аркой. С 1979 года здание не используют по прямому назначению. Два года назад ему присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения.
Малоэтажная застройка на Патриса Лумумбы
Адрес: ул. Патриса Лумумбы, дома № 17, 19, 21, 23, 28, 30, 34, 36
Островок типовых двухэтажных сталинок с зелеными дворами, очаровательных в своей простоте и ламповости. Жемчужина квартала — затерявшийся среди советских зданий кирпичный дом 1912 года постройки (ул. Патриса Лумумбы, 30). «Дом стоит на исторической проезжей дороге, ведущей в Мамадыш (бывшая Зюрейская и Мамадышский тракт). Он фиксирует границы исторического города, как верстовой или пограничный столб, — это несомненно важная ценностная характеристика объекта для города», — рассказывала «Инде» преподаватель КГАСУ Ирина Карпова.
Мозаичное панно в здании ДОСААФ
Адрес: ул. Патриса Лумумбы, 4
Работа художника-монументалиста Сергея Бубеннова под названием «Родина» украшает стену вестибюля здания ДОСААФ, построенного по проекту Ивана Галанина в 1975 году. Центр композиции занимает фигура светловолосой женщины в алом платье с мечом в руках на фоне развесистого дуба. Она символизирует Родину. Вокруг нее — панорама Казани с башней Сююмбике, Спасской башней Кремля, зданиями цирка, Дворца спорта, Дома быта, гостиницы «Татарстан» и другими.
Росписи на жилых домах
Адрес: ул. Красной Позиции, дома № 1, 3, 5
Рисунки на торцах трех хрущевок на Красной Позиции — результат российского арт-проекта «Красота. Города», который прошел в 2008 году. Автором эскизов работ «Символ Казани — мечеть Кул-Шариф», «Улыбнись» и «Красота. Города» стала студентка Фешинского училища Алина Яхина.
Одну из торцевых стен дома на Красной Позиции в 1972 году расписывал художник-монументалист Виктор Федоров, автор «Татарочки» на железнодорожном вокзале. Утраченная фреска изображала героев обороны 1918 года, которая происходила в этом районе, — красноармейца и рабочего. Художник рассчитывал расписать сразу несколько торцов домов по той же улице, но план так и не реализовали.
Культурный центр «Сайдаш»
Адрес: ул. Николая Ершова, 57а
Бывший Дворец строителей построили в 1972 году по проекту архитектора Зиннурова и инженера Щербакова из Татгражданпроекта. К 100-летию композитора Салиха Сайдашева — в 2000 году — его переименовали в культурный центр «Сайдаш». Это третий после ДК Ленина и ЦКС «Московский» обновленный Дворец культуры в городе.
Помимо множества секций, бесплатного коворкинга, библиотеки и зрительного зала с инновационной акустической системой «Сайдаш» интересен с точки зрения наследия монументального искусства. После реконструкции здесь сохранили мозаичное панно «Райские птицы» Рустема Кильдибекова, металлическую чеканку с национальными узорами художников Киселева и Ефремова и воссоздали паяный витраж «Дарить города» Виктора Федорова. Подробнее читайте в материале «Инде».
Витраж в здании Татниинефтемаша
Адрес: ул. Николая Ершова, 61
Один из немногих сохранившихся в городе советских витражей отсылает к специфике работы организации, для которой построили здание. Композиция состоит из множества разномасштабных силуэтов нефтяных вышек, вписанных друг в друга. В отличие от паяного витража в «Сайдаше», этот собран из цветных стекол, закрепленных металлическими уголками.
Сграффито на здании Казанского филиала РАНХиГС
Адрес: ул. Николая Ершова, 63
Панно «Наука» и «Производство» авторства Сергея Бубеннова украшают фасад бывшего учетно-кредитного техникума с 1971 года. «Наука» изображает девушку с книгой, украшенной татарским орнаментом, молодых ученых и космонавта. Солнце на их фоне символически визуализирует поговорку «Ученье — свет». «Производство» изображает мужчину с пшеничными колосьями в руках и группу строителей — тружеников сельского хозяйства и представителей рабочих профессий.
«В композициях интересно характерное для монументальной живописи с древнейших времен непропорциональное соотношение масштабов, в частности, известное нам по образцам египетской живописи», — комментирует работы искусствовед Гузель Валеева-Сулейманова. Подробнее о сграффито читайте в материале «Инде».
По правую сторону от учебного заведения идет улица Новаторов, ведущая в одноименный микрорайон с хрущевками, интересный, прежде всего, своим неофициальным топонимом — Куба.
Корпус железнодорожной больницы
Адрес: ул. Николая Ершова, 65
Здание, построенное в 1988 году по проекту архитектора Владимира Белицкого, отчасти напоминает многопалубный корабль. Все благодаря выступающим с обеих сторон объекта частям с окнами, которые с торцов здания оформлены закругленными балконами. По словам архитектора Ольги Блатовой, больница имеет нетипичные для этого периода композицию фасада и посадку на местности. Здание расположено к главной улице Ершова не фасадом, а торцом, который взял на себя функцию главного фасада.
Сграффито на жилых домах
Адрес: ул. Космонавтов, дома № 4, 6
Работы «Космос» и «Пусть всегда будет солнце» — первый в Казани пример использования монументального искусства в массовой жилой застройке. Они занимают торцевые стены построенных в 1962–1963 годах типовых пятиэтажек. Авторы — архитектор Сладков совместно со студентами Казанского инженерно-строительного института Забировой и Матяшиным.
«Композиции, украшающие панельные дома, остаются актуальными и по сей день в своей задаче оживить окружающее пространство. Без сграффито на фасаде дома выглядели бы совсем невзрачно, хотя композиции упрощены и не отличаются художественностью. „Космическое” панно сделано довольно схематично, в традициях „сурового стиля”. Соседний дом с изображением будто детских рисунков содержательно и композиционно дополнил тему», — комментировала «Инде» работы доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова.
Советская площадь
Территориальный центр района, с которого начинается Сибирский тракт. Советская площадь окружена зданиями, первые этажи которых, по задумке архитекторов, занимали рестораны, кафе, магазины, почта. Здесь же разбит сквер с фонтаном и красной телефонной будкой, что для нынешней Казани большая редкость.
Малоэтажная застройка на улицах Заря и Пионерская
Адрес: ул. Заря, дома № 9, 10, 12, 14; ул. Пионерская, дома № 3, 4, 5, 6
Заповедная зона разноцветных типовых сталинок спрятана от глаз горожан в стороне от магистрального Сибирского тракта. Здесь по-прежнему тихо, дома с широкими палисадниками, компактные дворы, утопающие летом в зелени, и мальчишки, которые после уроков гоняют мяч по полю.
Сграффито на здании КНИТУ-КХТИ
Адрес: Сибирский тракт, 12
Панно на фасаде корпуса Д технологического института создали в 1966 году. Правую часть занимают фигуры преподавателя и двух студентов, левую — изображение оборудования нефтехимического завода с товарной цистерной. Венчает композицию образ девушки, держащей в руках кристаллическую решетку.
Фото: Даша Самойлова, Динара Валеева