Улучшенка. «Старая профессорская» квартира с отсылкой к Парижу на Лобачевского
Герои рубрики «Улучшенка» доказывают, что создать в хрущевке хюгге и не разориться — непросто, но посильно. Но если, помимо чувства прекрасного и желания жить красиво, за плечами есть строительный опыт, а бюджет побольше обычного, то можно взяться за задачу и посложнее. В новом выпуске «Инде» рассказывает историю супругов Алеси Ивашкевич и Ильдуса Давлетшина, которые за два года превратили забытую мансарду в центре Казани в шикарную квартиру.
Любовь к странной жилплощади
Основательница магазина AuRoom Алеся Ивашкевич всю жизнь провела в старом центре Казани. Героиня говорит, что знает каждый дом в районе улиц Ульянова-Ленина, Муштари, Толстого, Айвазовского и Некрасова. До 2016 года Алеся вместе с мужем Ильдусом и ребенком жила в квартире на Малой Красной с видом на Фуксовский сад.
— Она была прекрасна всем — местоположением, соседями, пешей доступностью к музеям, театрам, ресторанам. Единственный серьезный недостаток — маленький размер. Площадь — всего 65 метров, из которых добрых шесть квадратов занимала лоджия. Для одного человека или пары этого размера достаточно. Мы умудрялись жить там с одним ребенком, хотя начались трудности с приемом гостей: сидеть можно было только на маленькой кухне, если дочка спит.
Семь лет назад пара, узнав, что ждет второго ребенка, задумалась о переезде в бо́льшую квартиру и начала подыскивать подходящие варианты.
— Уехать далеко от Малой Красной было совершенно немыслимо, — вспоминает Алеся. — Все-таки среда определяет сознание. Нам хотелось, чтобы дети росли среди классической архитектуры старого центра, а в парках и скверах играли с ребятами из интеллигентных семей, здоровающимися даже с незнакомцами, с детьми, от которых не услышишь мата на детской площадке.
Новостроек в центре города на тот момент было мало, а квартиры в новых домах на Малой Красной стоили больших денег.
— Мы искали новую квартиру площадью не менее 120 метров. Проехали по актуальным тогда девелоперским проектам с посильным ценником за квадратный метр: смотрели дом № 19 на Муштари, что-то на Ульянова-Ленина. Как-то даже рискнули изменить первоначальному плану и рассматривали «Берег» и дома ЮИТ, полагая, что вид из окна может искупить отрицательные стороны среды. Но все было не то, жить в этих домах не хотелось.
Тогда семья решила искать необычное жилье в старом фонде. Ильдус и Алеся занимаются отделкой квартир и комплектацией домов под ключ, поэтому нестандартная задача их не пугала.
— Когда я бродила по улицам вокруг школы № 18, смотрела на разрушающиеся старинные особнячки. Мне хотелось себе такой домик с садом. Отреставрировать его, поставить антикварную мебель. Жить на втором этаже, а на первом иметь «бюро» и там работать, как в старой Европе, — рассказывает хозяйка. — Походили мы по «вторичкам» в любимом районе, но исторических домов рынок не предлагал. Сталинки и обкомовские квартиры маленькие, темные, с духом предыдущих жильцов — опять не то.
Во время осмотра одной из квартир осенью 2013 года риелтор предложил супругам заодно посмотреть «странную жилплощадь» на Лобачевского, которую «несколько лет продают, но никто не берет».
— Это была любовь с первого взгляда, — говорит Алеся. — Попав сюда, мы поняли, что это место силы. Такой квартиры больше ни у кого не будет.
Экспериментальные окна и стены под цвет стола
160 квадратов располагались в мансарде дома в стиле ретроспективизма по соседству с Духовным управлением мусульман.
— В помещении текла крыша. В половине квартиры были низкие косые потолки, зашитые гипсокартоном в желтых разводах, торчали какие-то балки. Но там было полукруглое окно в пол с балконом в гостиной, шесть круглых окон с видом на Кремль, Кул-Шариф, Петропавловский собор, университет и парк «Черное озеро». Течь нас не испугала: муж сделал отверстие в потолке, посмотрел утепление и конструкцию крыши и сказал, что это все реально переделать.
Строительные работы начались в 2014-м. Крышу вскрыли и заменили, кровлю из профнастила поменяли на фальцевую и утеплили. Торчащие балки полностью открыли, подняв таким образом высоту потолков, почистили и покрасили. Сделали стяжку и теплые полы, блоки канального кондиционера спрятали на чердаке.
Консультированием и разработкой новой планировки занималась дизайнер Оксана Ячанова (работала над интерьером секонд-хенда «Блоха»). Взамен пяти пространств появились 13 комнат, большинство из которых сквозные, по анфиладному принципу: кухня-столовая, гостиная, спальня, две детские комнаты, две гардеробные, постирочная, две ванные, парадный холл. Перегородки выложили из гипсовых блоков, чтобы они не «барабанили». На пол, подоконники и в санузлы положили итальянский мрамор Nero Marquina, Bianca Carrara и Botticino, в жилой зоне — массивный паркет из Марий Эл с рисунком «французская елка».
— Большой опыт работы на разных объектах дал ощутимую фору. У нас уже были подобраны лучшие подрядчики, а в материалах для ремонта прекрасно разбирается муж, — говорит Алеся. — Важное достоинство квартиры — задел на благородное старение. Дорогие природные материалы — мрамор, дерево, гипсовая лепнина — не выходят из моды и не теряют красоты при длительной эксплуатации. А неизбежно появляющиеся мелкие недостатки — трещинки или следы износа — только добавляют ей очарования, на наш взгляд.
По словам хозяйки, вид на крыши и форма окон дали идею для оформления интерьера — в духе «исторической профессорской квартиры в Париже». Пол на кухне выложили португальской метлахской плиткой. Под один из ее цветов — темно-голубой — подобрали деревянный обеденный стол Gervasoni. Оттолкнувшись от цвета стола, в похожих оттенках выкрасили стены в спальне и коридоре. Потолки в мансардной части квартиры отделали беленой лиственницей, окна расшили на конус и оформили гипсовой художественной лепниной ручной работы.
— Прежние окна были с поделенным на шесть частей переплетом. Открывалась только половина, а мы хотели окна без импостов, полностью открытые. Чуть с ума не сошли, пока искали такие по всей стране и за границей. В итоге нашли в Подмосковье — подольский завод экспериментально по чертежам Ильдуса согласился сделать такие под нашу гарантию.
Новый старый гарнитур и обилие кругов
По словам Алеси, в квартире есть и ужасно дорогие элементы, и предметы из ИКЕА.
— Это микс крутых дизайнерских и простых вещей, — поясняет она.
Супруги занимаются продажей импортной мебели и светильников на заказ с 1990-х и сотрудничают с сотнями европейских фабрик, поэтому в своем жилье воспользовались рабочими связями. Квартиру обставили в основном итальянской мебелью, но есть и голландская. Стол — Gervasoni, стулья — Kartell, люстры — Ochre, Ingo Maurer, Flos by Marcel Wanders, мягкая мебель — Flexform. Кровати в детской — самые простые, российского производства — обновили с помощью изголовья, обшитого тканью Dedar Milano. Сантехнику купили в интернете.
— Мне нравится идея реставрации старой мебели, но такой в этой квартире нет: вся мебель сделана под старину. Например, итальянский кухонный гарнитур. Я заказывала его сразу с потертостями — будто он стоит здесь 100 лет.
Одной из важных задач было организовать в квартире системы хранения. Для этого задействовали все свободные пространства, начиная от ниш и заканчивая кроватями. В гардеробных использовали шкафы ИКЕА. Встроенные шкафы делали под заказ по проектам Алеси и Ильдуса. В ниши на кухне спрятали холодильники и газовый котел, рядом встроили диван. Подогреватель тарелок, СВЧ-печь, духовку и даже кофеварку убрали в кухонные колонны.
Межкомнатные двери заказали с круглыми элементами, чтобы подчеркнуть форму окон.
— Эта квартира во многом про круги: элементы анфиладной планировки, круглые окна, люстры шарообразной формы, шкафы-библиотеки с круглыми элементами декора, такие же двери, — говорит Алеся.
Шторы из тканей Rubelli и Designers Guild сшил итальянский подрядчик Карло, с которым сотрудничают супруги.
— Необычные окна было жалко закрывать. В гостиной и на кухне мы вообще отказались от штор, а в спальне сделали блэкаут-занавесы во всю стену. Это было сложно технически из-за наклона потолка, но Карло нашел решение.
Как в лучших домах Парижа
В готовую квартиру семья переехала только через два года после начала ремонта, в 2016-м. Его точную стоимость Алеся назвать затрудняется, уточняя, что бюджет был большим.
— Все зависело от денег и свободного времени. Если у нас в работе был другой проект, то все силы мы бросали на него. Мы же не можем оставить заказчика и продолжать ремонт у себя, поэтому скорость работ снижалась. Еще она зависела от занятости мастеров. Например, мрамор могли положить только наши проверенные мастера, а у них все время расписано.
Такая растянутость по времени позволила супругам тщательно подойти к каждой детали.
— Самым тяжелым в ремонте было разобрать и заново собрать крышу. Впрочем, здесь все было сложно, но мы знали, что можно сделать круто. Этот балкон, вид, площадь, 160 квадратов в историческом центре с видом на Черное озеро — стоило заморочиться. Мы хотели показать, как из убитой мансарды можно сделать крутой объект.
Фото: Регина Уразаева