Снимите это немедленно. Девять казанских зданий, которым не идет новая отделка
Эпоха облицовочных панелей и тонированного стекла, начавшаяся в городе в 2000-е, обезличила некоторые заметные казанские постройки. Новые отделочные материалы казались собственникам зданий гораздо более красивыми, чем «родные» воздушные стеклянные витражи, мозаичные панно, старая кирпичная кладка и самодостаточная фактура бетона. «Инде» вспоминает, как выглядели девять казанских зданий до «омоложения».
Главное здание речного вокзала
Адрес:
Девятаева, 1, корпус 1
Год постройки:
1962
Архитекторы:
Исмагил Гайнутдинов, Михаил Константинов
1965−1985 годы
1986 год
1967−1969 годы
1969 год
Главный корпус Казанского речного вокзала, в чьем облике в 1960-е угадывался дебаркадер, — первое в городе здание в виде стеклянного «аквариума». «Появившись в эпоху „сочетания красного и силикатного кирпича“, этот до предела простой, но исполненный в новых материалах брусок казался — и действительно был — сильной новацией», — описывает постройку в своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» Сергей Саначин.
Внутри работали два зала ожидания (для местных и транзитных пассажиров), которые зимой использовали под ярмарки, кинопоказы и собрания, а также почта, ресторан, комната матери и ребенка. В отделке здания использовали керамику, цветную штукатурку, цветное и полированное стекло. Фасад со стороны улицы Девятаева украшен десятитрубным портиком, который в советское время считали излишеством. В декоре использовали бетонные и металлические решетки, а также разные техники монументального искусства. В зале ожидания были сграффито «Виды Казани», а на фасаде — мозаичное панно на ту же тему: теперь оно спрятано за облицовочными панелями.
Один из авторов проекта вокзала — профессор Исмагил Гайнутдинов. В конце 1930-х он под руководством лучших советских архитекторов Ивана Жолтовского, Владимира Семенова и Алексея Щусева работал в аспирантуре Академии архитектуры СССР, затем преподавал в МАРХИ и изучал татарскую национальную архитектуру. Среди его проектов — утраченный павильон ТАССР на московской ВДНХ, театр оперы и балеты имени Мусы Джалиля, главное здание КНИТУ-КХТИ и здание ДК меховщиков.
К 1000-летию Казани здание речного вокзала решили обновить по проекту Казанского Гипронииавиапрома: надстроили два этажа, отделали фасад панелями и принялись за его остекление, но не успели к сроку. Из-за нехватки средств работы прекратили, а здание законсервировали на неопределенный срок. Оно заперто и пустует по сей день.
Школа фабрично-заводского ученичества имени товарища Сталина
Адрес:
Тукая, 114
Год постройки:
начало 1930-х
Архитектор:
неизвестен
1931 год
1952 год
1997 год
Один из образцов общественного здания в стиле конструктивизм напоминает в плане ключ: это два объема — цилиндр и куб, соединенные продолговатым переходом. Стеклянные плоскости фасада разделены на множество небольших частей деревянными сетчатыми оконными переплетами. С 1950 года здесь располагалась трехлетняя профессионально-техническая школа по подготовке портных и закройщиков, сейчас — колледж малого бизнеса и предпринимательства. На старых фотографиях видно, что раньше кирпичный фасад здания был выкрашен и не оштукатурен, но как минимум с 2009 года (по крайней мере, по панорамам «Яндекс.Карт») он отделан керамогранитными панелями.
Дворец культуры химиков
Адрес:
Ямашева, 1
Год постройки:
1969
Архитектор:
Шавкат Зубайдуллин
1969 год
1969 год
1970-е годы
В основе ДК химиков лежит типовой проект, переработанный казанским архитектором Шавкатом Зубайдуллиным. Здание построили с отступом от красной линии застройки по улице Декабристов, что позволило сохранить многолетние деревья и открыть хороший обзор на Дворец культуры.
Одна из особенностей казанской версии типового проекта — оформление экс- и интерьеров здания, над которыми работали татарстанские художники Виктор Федоров, Сергей Бубеннов и другие представители монументального искусства республики. Первый этаж и по сей день украшает резная штукатурка на сказочные темы, на втором висела декоративная чеканка по меди «Батыры добра», вдохновленная сюжетами татарских сказок. Часть паркового фасада Дворца культуры занимало большое мозаичное панно «Посадим сады! (Весна — утверждение жизни)» с изображением девочки, сажающей яблоню, и мужчины, будто вырастающего из ствола дерева. Сейчас оно спрятано за керамогранитными панелями, которыми здание отделали в 2000-е во время ремонта.
Дворец спорта
Адрес:
Московская, 1
Год постройки:
1966
Архитектор:
Мунир Агишев
1960−1970 годы
1975 год
1977 год
1978 год
Еще одно здание, построенное по дополненному казанскими специалистами проекту, — Дворец спорта. «Архитекторы внесли [...] изменения, которые значительно обогатили внешний облик здания и интерьеры. Акустический подвесной потолок над помещением главной спортивной арены сделан из перфорированных алюминиевых листов. Красочные панно на фасадах на тему „Спорт в Стране Советов” выполнены художником А. Кулиевым из поливных керамических плиток», — описывал здание автор книги «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры» Всеволод Остроумов.
Автор проекта Дворца спорта — главный архитектор Казани в 1971−1990 годах Мунир Агишев. Среди других его работ — здание пригородного вокзала со знаменитым сграффито «Советская Татария», концертный зал консерватории, гостиница «Татарстан» и Камаловский театр.
В 1998 году Дворец спорта пережил первый этап реконструкции. Тогда здание расширили со стороны улиц Московской и Ташаяк, а со стороны Коротченко добавили еще один этаж. В 2000-м к дворцу пристроили еще и здание второго ледового катка, окончательно и кардинально изменив первоначальный фасад постройки.
Дом политического просвещения ОК КПСС
Адрес:
Баумана, 20
Год постройки:
1966
Архитекторы:
Павел Саначин, Алексей Спориус
1960-е годы
1966−1969 годы
Здание, которое сегодня занимает Академия наук Республики Татарстан, построили для совещаний, семинаров пропагандистов и публичных лекций. Планировка и облик Дома политического просвещения решены исходя из задачи, которая стояла перед архитекторами: сделать здание светлым и просторным. Отсюда большая площадь остекления на фасаде, которое вместе с удачным использованием местного рельефа объединило здание и окружающую застройку. Внутри — лекционный и актовый залы, библиотека политической литературы, сцена, кинопроекционная и буфет.
В 1967 году Дом политического просвещения ОК КПСС получил вторую премию Всероссийского конкурса на лучшее выстроенное здание общественного назначения, который проводил Госстрой РСФСР.
Архитектор Павел Саначин — один из авторов самых заметных городских построек второй половины XX века: главного павильона ВДНХ ТАССР, здания обкома КПСС на площади Свободы, Центрального стадиона, здания Татэнерго на Булаке, комплекса зданий Ветеринарного института и множества жилых домов (например, расположенного по адресу: Пушкина, 5). Алексей Спориус спроектировал главный вход ВДНХ ТАССР, Центральный стадион, интерьеры гостиницы «Волга» и Дом актера.
Со временем здание отделали облицовочными панелями и тонированным стеклом, достроили верхний этаж и добавили портик.
Магазин «Детский мир»
Адрес:
Баумана, 13
Год постройки:
1966
Архитекторы:
Мунир Агишев, Инга Агишева
1960−1970 годы
1965 год
1967 год
Дом, где сегодня работает «Гадкий койот», пережил не одну перестройку. Построенное во второй половине XIX века здание купеческой биржи в начале XX столетия обзавелось пилястрами и прямоугольной формы окнами. А после капитальной реконструкции в 1960-х оно стало похожим на аквариум из-за большого витража, который подчеркнул торговую функцию постройки — в советское время там располагался магазин «Детский мир». Оформлением интерьеров занимался художник Рустем Кильдибеков — автор сграффито на фасаде гостиницы «Волга», росписи стен внутри здания пригородного вокзала, мозаичных панно в бассейне Молодежного центра, ДК строителей, парке Тинчурина и на фасаде Камаловского театра. На этом метаморфозы не закончились: за последние десять лет здание перестроили сначала так, а потом оно получило свой нынешний облик.
Дом ДОСААФ
Адрес:
П. Лумумбы, 4
Год постройки:
1960-1970-е
Архитектор:
Иван Галанин
2016 год
2016 год
Здание ДОСААФ — это два объема высотой пять и семь этажей. «Четкие вертикальные членения главного фасада, строгие архитектурные формы придают зданию монументальность. Узкие вертикальные окна отвечают функциональному назначению помещений», — писал автор книги «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры» Всеволод Остроумов.
Вестибюль дома ДОСААФ украшает «Родина» Сергея Бубеннова — мозаичное панно во всю стену с изображением «юной синеглазой светловолосой женщины в красном платье» и панорамы Казани. Другую мозаику — «Остановить войны пожар» того же автора с изображением мужчины, который вытянутой вперед рукой преграждает дорогу пожару, — сегодня увидеть невозможно: козырек на фасаде здания, где она располагалась, закрыли керамогранитными панелями во время ремонта три года назад.
Дом молодежи
Адрес:
Декабристов, 1
Год постройки:
1977
Архитектор:
Мунир Хайруллин
1984 год
1981 год
1978 год
1985 год
Построенный на деньги казанских предприятий архитектурный комплекс обращен главным фасадом к акватории Казанки. 10-этажный корпус занимали гостиница и школа комсомольского актива, двухэтажные корпуса по бокам — спортзал и столовая-ресторан. Как и другие здания эпохи советского модернизма, Дом молодежи помнит работы художников-монументалистов. Фойе и выставочный зал украшала стенопись «Пусть живет революция» Абрека Абзгильдина, стену бассейна — мозаичное панно с дельфином Рустема Кильдибекова, стены вестибюля — росписи на темы молодости и истории комсомола. В начале 1990-х здание переходило из рук в руки и в итоге отошло «Ак Барс банку», который занимает его и по сей день. Назвать точный год, когда Молодежный центр отделали плитами, сложно, но, судя по «Яндекс.Картам», это случилось не позже 2009 года.
Газетно-журнальный комбинат
Адрес:
Декабристов, 2
Год постройки:
1974
Архитектор:
Андрей Пахомов
1975 год
1974 год
1978 год
Газетно-журнальный комбинат — это 11-этажный редакционный корпус и четырехэтажные типографские здания, построенные напротив Молодежного центра. Проект комплекса разработали в московском институте «Гипронииполиграф». По задумке архитекторов, комбинат вместе с Домом молодежи, стоящие по разным сторонам улицы Декабристов, играют роль «въездных ворот» в Московский район. В 2012 году на комбинате провели ремонт и обновили фасад.
Фото: Лев Переулков; facebook.com; pastvu.com